В нашей стране путь развития ГЧП интересный. Российской неделе ГЧП — уже 10 лет, но Центру ГЧП в следующем году будет 15 лет. Центр создавался по частной инициативе, это была моя инициатива, инициатива, идущая от рынка, от бизнеса. Мы создали Центр ГЧП с экспертами, участниками разных проектов по строительству инфраструктуры для того, чтобы создать законодательство, в рамках которого бизнесу будет удобно и комфортно реализовывать проекты совместно с государством. На тот момент использовался в основном госконтракт для реализации проектов в интересах государства и привлечения бизнеса, также активно использовался инвестконтракт. И была, конечно, концессия в рамках законодательства. На тот момент реализовывался только один проект — строительство дороги Москва — Санкт-Петербург (платная дорога).
Само ГЧП началось в нашей стране чуть раньше, чем появился Центр ГЧП. Мы предложили Правительству расширить формы частно-государственного партнерства, рассмотреть возможность написания и принятия нового закона о ГЧП. Мы хотели расширить модели, потому что изучили иностранный опыт и поняли, что наша концессия — всего лишь одна из моделей взаимодействия с бизнесом для реализации инфраструктурных проектов. Наш проект закона содержал очень много пожеланий бизнеса в рамках инвестиционной деятельности. В итоге, документ претерпел разного рода изменения и получился закон о ГЧП. От идеи до принятия этого закона прошло около пяти лет. Пока писали закон о ГЧП, серьезно развилось концессионное законодательство и сам рынок. Стало возможно реализовывать разные проекты в рамках концессии. Эта форма проникает во все отрасли.
Россия — вертикально интегрированная страна и у нас очень сильная централизация с точки зрения бюджетных средств. А в ГЧП это очень важно, потому что есть смешанное финансирование, бюджетное и внебюджетное. Поэтому чтобы государство было более спокойно по поводу распределения бюджетных средств и бюджетных инвестиций в проектах ГЧП, требуются жесткие правила, над которыми государство вместе с бизнесом постоянно работают, чтобы в этих правилах игры участвовали конкретные игроки. Хочу сказать, что далеко не весь бизнес может участвовать в проектах ГЧП. Это требует финансовой устойчивости.
В июле был принят 296 ФЗ, который меняет регулирование всего рынка. Это касается и концессионных соглашений, и ГЧП-контрактов. Все ждали этот закон. Рынок его оценивает достаточно позитивно, но есть некоторые вопросы. Самый главный — степень участия бюджета в этих проектах. Это важно, потому что ГЧП опирается на бюджетные инвестиции. Сейчас участие бюджета в проектах ГЧП и концессионных соглашениях хотят снизить. Рынок обсуждает возможные риски. Сейчас он претерпевает изменения после поднятия ключевой ставки и стоит вопрос о том, а как банки будут участвовать в проекте ГЧП. Окупаемость проектов будет стремиться к нулю. И в итоге государство может сказать, что за бюджет строить выгоднее, дешевле и быстрее. Мы ожидаем в ближайшее время какой-то трансформации рынка ГЧП, больших капиталоемких проектов. У нас появляются другие отрасли, в которых ГЧП вполне может развиваться в кризис. Например, IT-отрасль, у нее капиталоемких проектов очень мало. Такие проекты надо делать именно в рамках ГЧП, потому что они связаны с государством, оно выступает заказчиком. В IT мы уже видим первых ласточек таких проектов и надеемся, что именно в этой отрасли ГЧП будет развиваться быстрее.
На форуме прозвучала мысль о том, что государство становится основным инвестором и заказчиком. Оно должно вытягивать и науку, и инновации, и разные инфраструктурные проекты, предлагая разной формы долгосрочные контракты. Конечно, офсет — это новая форма ГЧП. И мы думаем, что офсет будет использоваться все чаще и может быть станет чемпионом на рынке ГЧП. Офсет позволяет привлечь не только инфраструктурных операторов, но и вовлекать малый бизнес, малые инновационные предприятия. Офсет даёт импульс развитию партнёрства в разных отраслях, не привычных для ГЧП. Например, сейчас есть офсеты в области детского питания, фармы. Мы видим запрос со стороны бизнеса, со стороны регионов, которые хотят запускать офсет и в других отраслях.
Мы всегда говорили, что ГЧП невозможно реализовывать во всех регионах. Потому что где-то действительно эффективней делать проект за счёт бюджета. ГЧП — это всегда дорого, ведь ты привлекаешь банковское финансирование, а там есть маржа банка, стоимость денег, их надо отдавать, и проект должен быть с возвратностью. Поэтому не всегда нужно реализовывать ГЧП. Конечно, госзадачу можно решать по-разному. Но бывает так, что нудно построить школу, но при этом нет денег сделать это быстро, тогда привлекается бизнес, который в рассрочку, с привлечением банковского финансирования строит объект. Третьей стороной ГЧП является гражданин и мы говорим про проекты, которые нужны государству и влияют на качество жизни человека.
Национальный Центр ГЧП создал информационную систему, цифровую платформу «Росинфра». Мы аккумулировались там все наши данные, знания, опыт, контакты с регионами. Сегодня можно достаточно просто посмотреть библиотеку лучших проектов, концессионных соглашений и в конце концов привлечь экспертов с рынка к себе в регион, чтобы сделать проект. Мы ставим перед собой задачу развития «Росинфра», именно как платформы, чтобы в этой системе все субъекты рынка ГЧП между собой взаимодействовали. Мы обсуждаем с Минэком, чтобы данная информационная система была интегрирована в региональный инвестиционный стандарт.
Рейтинг регионов Центра ГЧП мы придумали, чтобы стимулировать губернаторов вовлекаться в эту работу. Десять лет назад главы регионов вообще были не готовы обсуждать тему государственно-частного партнёрства, они привыкли просить деньги у Федерации. А в ГЧП другая ментальность. Нужно быть в партнёрстве с бизнесом, нужно уметь профессионально разговаривать. Понимание, что такое ГЧП долго развивалось, но на сегодня почти все администрации прокачаны, пришли новые поколения управленцев, появился опыт. И наш рейтинг послужил неким стимулом и мерилом.
Источник: WBCMedia