29 июня по инициативе Минфина России и Министерства экономики и финансов Франции при поддержке госкорпорации развития ВЭБ.РФ и Международного валютного фонда состоялась открытая онлайн-дискуссия по теме «Бюджетные обязательства в рамках проектов ГЧП на фоне COVID-19». Модератором семинара выступил управляющий директор Национального Центра ГЧП Артем Володькин.
Участники мероприятия обсудили важность оценки фискальных рисков в инфраструктурных проектах, в том числе реализуемых на принципах ГЧП, в условиях пандемии COVID-19, а также необходимость развития системы управления условными обязательствами публичных партнеров.
С приветственным словом выступили Директор департамента бюджетной политики и стратегического планирования Минфина России Владимир Цибанов и Директор Департамента двусторонних отношений Министерства экономики и финансов Франции Ронан Венец. Они отметили важность управления рисками в сфере ГЧП. «Пандемия может стать хорошим стресс-тестом для систем контроля над рисками проектов ГЧП, что позволит выявить лучшие практики по их оценке и минимизации для обеспечения бюджетной устойчивости», - подчеркнул Цибанов. Во Франции уже есть практические модели по оценки таких рисков, кроме этого, во всем Евросоюзе ведется жесткий учет рисков и обязательств в ГЧП-проектах.
О систематической оценке фискальных рисков, в том числе условных обязательствах в проектах ГЧП рассказали представители Международного валютного фонда Изабель Риал и Всемирного банка Клайв Харрис. Всемирным банком совместно с МВФ разработана соответствующая модель (PFRAM), которая может применяться для оценки влияния принятых публичными партнерами условных обязательств по ГЧП-проектам на бюджетную устойчивость. Отдельная платформа создана международными банками развития (SOURCE), которая содержит различные инструменты для работы с инфраструктурными проектами, в том числе дает возможность оценивать их риски. О порядке работы данной платформы рассказал генеральный директор Фонда устойчивой инфраструктуры Кристоф Доссар.
Заместитель директора департамента бюджетной политики и стратегического планирования Минфина России Евгений Домбровский и управляющий директор ВЭБ.РФ, член правления Национального Центра ГЧП Максим Меркулов в своих выступлениях осветили ситуацию на российском рынке ГЧП и перспективы создания комплексной системы управления условными обязательствами в России. По данным платформы поддержки инфраструктурных проектов «РОСИНФРА» в России реализуются 3425 ГЧП-проектов на $60 млрд, из них 2 684 проекта в рамках концессионных соглашений, прямые бюджетные обязательства по ним оцениваются в $10 млрд. Максим Меркулов подчеркнул, что ситуация с COVID-19 требует от Правительства уделять больше внимания бюджетной стабильности, мониторингу рисков.
По словам Евгения Домбровского, основными целями министерства в этом направлении являются регулярная оценка прямых и условных обязательств государства; разработка методологической базы для оценки условных обязательств в проектах ГЧП; учет рисков и обязательств по договорам; консолидация информации по прямым и условным обязательствам.
Важным элементом идентификации и оценки обязательств является их учет в статистике государственных финансов. Особенности учета бюджетных обязательств в проектах ГЧП, которые применяются к соглашениям о ГЧП в Европейском союзе согласно «Правилам Евростата», раскрыл Директор Статистической службы Европейского союза Лука Асколи. Он подчеркнул, что для статистики важен «экономический» владелец актива с учетом распределения рисков между сторонами, а не юридический.
В целях информирования о международных подходах к оценке, прогнозированию и управлению условными обязательствами ВЭБ.РФ и Национальный Центр ГЧП при поддержке Минфина России подготовили исследование «Управление условными бюджетными обязательствами в проектах ГЧП».