Инфраструктурные проекты на несколько сотен миллиардов рублей оказались под угрозой срыва из-за ожидающихся и недавно принятых поправок в законодательство. Минэк подготовил документ, ограничивающий компенсацию частным инвесторам в совместные с государством инициативы 80% от понесенных ими затрат (его проект есть у «Известий»). Это приведет к отказу от проектов на 150 млрд рублей, говорится в отзывах на законопроект ВЭБ.РФ и Сбербанка.

Есть и другая проблема: правовая коллизия между нормами о соглашениях о защите и поощрении капвложений (СЗПК) и законами о государственно-частных партнерствах (ГЧП). Из-за приоритета первого над вторым могут быть приостановлены 30 проектов на 200 млрд рублей, предупредил сенатор Андрей Кутепов помощника президента Максима Орешкина и попросил его ускорить устранение опасных правовых нестыковок (копия письма есть у «Известий»). Опасения инвестсообщества вполне обоснованны, согласились эксперты.

Предел возмещения

Минэк подготовил реформу сферы государственно-частных партнерств (ГЧП) и концессий. Ведомство внесло пакет поправок в законы о ГЧП в правительство (документ есть у «Известий»). Большая часть изменений — это легитимизация и прояснение сложившейся на рынке практики. Например, в законопроекте уточняется, в каких формах государство может участвовать в совместных с бизнесом проектах (финансировать их на этапе создания, реконструкции, компенсировать предпринимателям их вложения и недополученные доходы), также вводится понятие особых обстоятельств, из-за которых инвестор объективно не может выполнить свои обязательства, и более четко определяется формат конкурсных процедур.

Тем не менее основная поправка, наоборот, фактически нарушает сложившийся в отрасли статус-кво. Минэк предложил ограничить инвесторам компенсацию по ГЧП-проектам и концессиям 80% от понесенных ими расходов на стройку и эксплуатацию объектов. Сейчас такого ограничения нет, значительная часть проектов предусматривает возмещение сверх этого порога.

ВЭБ.РФ в своем отзыве на законопроект (документы есть у «Известий») оценивают ежегодные потери рынка в 150 млрд рублей. Под ударом окажутся прежде всего низкорентабельные проекты, например, бассейны и ледовые арены в небольших городах, первичное звено здравоохранения, транспортные объекты с низким трафиком (малые аэропорты, городской транспорт), наружное освещение городов и так далее, говорится в справке ВЭБа. Если бы на рынке действовали такие ограничения, не были бы реализованы такие, уже завершенные проекты, как строительство перехода через реку Обь в Новосибирске, создание системы контроля безопасности дорожного движения в Московской области и ряд других, говорится в документе.

В отзыве Сбербанка отмечается, что ограничение размера финансового участия государства 80% принципиально не стыкуется с последним постановлением правительства (№ 247 от 22.02.2021), которое предполагает полную компенсацию частным инвесторам расходов на строительство школ.

Опечатка на 200 млрд

Впрочем, возможное ограничение компенсации бизнесу по ГЧП-проектам — не единственная проблема в инвестиционном законодательстве. Так, глава комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов попросил помощника президента Максима Орешкина (письмо есть у «Известий») обратить внимание на правовую коллизию, которая сложилась в результате принятия комплекса поправок, учредивших инструмент СЗПК. В частности, сенатор указывает на положение Бюджетного кодекса, принятое в октябре прошлого года. Согласно ему, лимиты субсидирования любых совместных проектов бизнеса и государства определяет закон о СЗПК. Однако в нем предусмотрена фактически лишь компенсация на создание инфраструктуры, требующейся для соответствующего инвестпроекта, причем за счет вычета из сгенерированных предприятием налогов.

Более того, закон о СЗПК ограничивает размеры капиталовложений собственными средствами компаний, исключая заемные, что делает такие проекты для немногочисленных инфраструктурных инвесторов еще менее привлекательными.

Несмотря на то что такие правовые коллизии более напоминают редакционные ошибки в законодательстве, чем осознанный подход, это может обернуться стагнацией рынка ГЧП на неопределенный период времени, что приведет к существенным задержкам в создании запланированной социально значимой инфраструктуры во всех регионах, предупреждает сенатор. По его словам, эти несостыковки практически останавливают проекты на общую сумму до 200 млрд рублей.

СЗПК и ГЧП и концессии — совершенно разные форматы инвестиций, поэтому попытка их «поженить» через Бюджетный кодекс фактически распространив правила первого инструмента на механизм второго, вряд ли окажется удачной, уверена управляющий партнер «Пионеры ГЧП» Дарья Годунова. По государственно-частным партнерствам пока никаких ограничений на компенсацию затрат бизнеса на проект нет, тогда как соглашения о защите капвложений предполагают вполне четкие лимиты, отметила она. Конечно, есть здравый смысл, и необязательно на бизнес будут давить излишним формализмом, но, например, регионы вполне могут тянуть с компенсацией инвесторам их затрат из опасения нарушить законодательство. Всё это значительно удлинит сроки согласования проектов, приведет, по сути, к стагнации значительной части рынка, резюмировала Дарья Годунова.

Скорее принять

Андрей Кутепов напоминает, что поправки, которые фактически выводили субсидирование государственно-частных проектов из-под норм СЗПК, были подготовлены и приняты Госдумой в первом чтении в январе 2021 года. Но далее этого документ не продвинулся. Андрей Кутепов просит помощника президента ускорить одобрение законопроекта.

Аналогичные в целом обращения сенатор направил главе Минфина Антону Силуанову и руководителю ФАС Максиму Шаскольскому.

В ФАС сообщили, что письмо сенатора поступило и находится на рассмотрении. В настоящее время в правительстве проходят совещания по урегулированию разногласий по законопроекту Минэка, добавили там.

«Известия» отправили запрос в пресс-службы Минэкономразвития, Минфина и правительства с просьбой прокомментировать, насколько обоснованы опасения инвестиционного сообщества и планируется ли ускорить внесение поправок.

— Мы изучили обращение главы комитета Совфеда и с изложенными тезисами полностью согласны, — заявил первый вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов.

Пока, впрочем, сложившаяся коллизия на принятие финансовых решений не влияет, отметил он. Но если в ближайшее время поправки не будут приняты, летом работа на рынке ГЧП и концессий застопорится, уверен топ-менеджер.

В ноябре прошлого года Минфин по запросу Национального центра ГЧП (входит в группу ВЭБ.РФ) сообщил, что новые нормы Бюджетного кодекса не должны негативно повлиять на ГЧП и концессии — на этом рынке сохраняются прежние правила игры, сообщил исполнительный директор центра Максим Ткаченко. Впрочем, министерство пообещало устранить коллизии, если они беспокоят инвесторов.

— По нашей информации, из-за изменений в Бюджетном кодексе сейчас сразу несколько проектов ГЧП находятся «на паузе» и ждут внесения соответствующих уточнений в законодательство, — добавил он.

Ограничение в 80% компенсации инвестиций представляет существенную угрозу для проектов в социальной сфере просто потому, что они станут нерентабельными, полагает эксперт группы рейтингов проектного и структурированного финансирования АКРА Альфия Васильева. Управляющий директор агентства НКР Дмитрий Орехов добавил, что поправки по ограничению компенсации существенно ухудшают перспективы выполнения наццели по увеличению к 2030 году инвестиций в основной капитал на 70%.

На разных публичных мероприятиях постоянно поднимается тема строительства социальных объектов и благоустройства, но на деле принимаются законы, которые неясно, как выполнять, и нужно ли в это ввязываться, отметил эксперт РЭУ имени Плеханова Андрей Моисеев. Правовые коллизии — это не просто буквоедство, они играют важнейшую роль для предпринимательского сообщества. Любая неточность ставит вложения под угрозу, резюмировал эксперт.

Источник: Известия