3 июня в Государственную Думу внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект предусматривает, в том числе изменения для сферы ГЧП.
Так, статью 85 Бюджетного кодекса РФ предлагается дополнить пунктом 7 об ограничении размера расходов бюджета субъекта РФ, направляемых на исполнение финансовых обязательств публичной стороны по концессионным соглашениям (в размере платы концедента), соглашениям о государственно-частном партнерстве (СГЧП), а также на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга).
При этом для СГЧП в законопроекте не конкретизирован вид финансовых обязательств публичного партнера, на которые распространяется ограничение (как это сделано для концессий). «Это порождает риск включения в данное ограничения не только всех прямых, но и условных обязательств», – отмечают в Национальном Центре ГЧП.
Ежегодный размер данных расходов не должен превышать 10% собственных доходов бюджета субъекта РФ. При определении размера доходов бюджета учитываются безвозмездные поступления из федерального бюджета, направленные на софинансирование расходных обязательств субъекта РФ по таким проектам. Не учитываются – иные безвозмездные поступления.
Для местного бюджета законодатель предлагает установить аналогичное правило. Единственное различие предусмотрено в части того, какие поступления не учитываются при определении размера доходов местного бюджета, – иные безвозмездные поступления и (или) поступления налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Также законопроектом предлагается внести изменения в пункты 4 и 5 статьи 107 Бюджетного кодекса РФ и установить ограничения объема государственного (муниципального) долга субъекта РФ (муниципального образования).
Государственный (муниципальный) долг с учетом обязательств, возникающих при исполнении концессионных соглашений (в размере платы концедента), обязательств по финансированию создания и эксплуатации объекта СГЧП (СМЧП), а также по уплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), не должен превышать 100% утвержденного на очередной финансовый год и плановый период общего объема доходов бюджета субъекта РФ (местного бюджета). Для дотационных регионов (муниципалитетов) установлен предел в 50% от объема доходов. При определении объема доходов не учитываются отдельные поступления в соответствующие бюджеты.
Для данного ограничения в законопроекте конкретизированы виды финансовых обязательств публичного партнера по СГЧП (СМЧП), на которые оно распространяется.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что соответствующие изменения вносятся «в целях повышения качества организации бюджетного процесса на региональном и муниципальном уровнях, снижения нагрузки на региональные бюджеты и сокращения объема государственного долга субъектов Российской Федерации».
Предполагается, что указанные ограничения не будут распространяться на концессионные соглашения, СГЧП (СМЧП), договоры финансовой аренды (лизинга), заключенные до 1 января 2024 года.