23 июля 2024 года Государственная Дума в окончательном третьем чтении приняла закон об изменении Федерального закона № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве…». В настоящее время его текст находится на рассмотрении Совета Федерации.
Юристы Национального Центра ГЧП выделили ключевые положения закона, в том числе новые возможности для объектов промышленности, а также рассмотрели применимые формы финансового участия публичного партнера.
Правки в большинстве своем можно разделить на 2 основные группы:
1. Закрепление возможности заключения соглашений о ГЧП в отношении (1) реконструкции существующих промышленных объектов, находящихся в частной собственности, и (2) строительства промышленных объектов на земельных участках, находящихся в частной собственности.
Объект таких соглашений – имущественные комплексы, предназначенные для производства промышленной продукции и (или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности. Данный объект уже есть в перечне объектов 224-ФЗ.
Возможны 2 варианта реализации таких проектов:
(1) реконструкция объекта соглашения, находящегося в частной собственности. В этом случае объект должен быть свободен от прав третьих лиц или
(2) строительство объекта «с нуля» на земельном участке, принадлежащем на момент заключения соглашения о ГЧП частному партнеру на праве собственности. Здесь уже земельный участок должен быть свободен от прав третьих лиц.
Соглашения будут заключаться только на федеральном уровне. Инициировать реализацию проекта может частный инвестор, которому на праве собственности принадлежит промышленный объект и (или) земельный участок, на котором планируется строительство объекта.
Предложение инвестора о реализации проекта направляется в Правительство РФ.
В отношении таких проектов, исходя из текста закона, не требуется оценка эффективности проекта и обоснование его сравнительного преимущества, что существенно сокращает срок подготовки проекта.
В законе устанавливаются особый порядок заключения таких соглашений и требования к их содержанию.
Например, устанавливаются обязательные критерии такого проекта. Среди них – (1) соответствие проекта требованиям к проектам технологического суверенитета или проектам структурной адаптации экономики РФ (2) финансирование - более 10 млрд рублей (3) собственные (не кредитные средства) инвестора – не менее 15% (ранее такой порог выражался в натуральных числах – не менее 1,5 млрд рублей) (4) инвестор должен вложить в проект больше собственных и заемных средств, чем публичная сторона.
Несмотря на наличие частной собственности на старте проекта такие проекты все равно проходят процедуру выявления альтернативных инвесторов – после согласования параметров проекта частная инициатива вывешивается на ГИС Торги и сайте публичного партнера.
Если же инициатива перейдет в конкурс – конкурс не может проводиться в отношении объектов промышленности и (или) земельного участка, указанных ранее инвестором в частной инициативе.
Для конкурса также устанавливаются особые дополнительные критерии – (1) объем товаров / работ/ услуг при осуществлении деятельности по соглашению о ГЧП (2) период со дня подписания соглашения до дня, когда будет достигаться указанные выше объем.
Устанавливаются также и дополнительные существенные условия соглашения:
(1) перечень и объем товаров, работ, услуг в рамках реализации соглашения;
(2) обязательство частного партнера по реализации товаров, работ, услуг в течение срока, установленного соглашением, а также требования к качеству этих товаров, работ, услуг.
При существенном нарушении частным партнером условий соглашения о ГЧП и досрочном расторжении в связи с этим соглашения по суду, у инвестора есть возможность оставить объект в своей собственности – при выплате публичной стороне ее затрат по соглашению, и убытков, причиненных таким досрочным прекращением. А вот произвести замену частного партнера по таким соглашениям будет невозможно.
2. Установление схожих, но не идентичных со 115-ФЗ, форм финансового участия публичного партнера.
Формы аналогичны концессионному законодательству: капитальный грант, плата публичного партнера, минимальный гарантированный доход.
Капитальный грант, как и для 115-ФЗ, должен составлять не более 80% расходов на создание объекта.
Плата публичного партнера, в отличие от платы концедента, может направляться только на объект соглашения, но не на иное предоставляемое по соглашению имущество.
Как и в 115-ФЗ 100% публичное финансирование проекта в данных формах невозможно. При этом в 224-ФЗ это ограничение сформулировано через ограничение размера расходов публичной стороны на создание объекта соглашения (до 80% в рамках капитального гранта + часть расходов за счет платы концедента), а не через ограничение всех расходов публичной стороны по проекту.
В отношении минимального гарантированного дохода определены аналогичные со 115-ФЗ ограничения: размер МГД не может быть больше определенного соглашением размера МГД частного партнера от эксплуатации объекта соглашения за вычетом фактически полученной выручки от эксплуатации и доходов в виде субсидий и иных платежей, полученных из бюджетов бюджетной системы РФ либо от юридических лиц, созданных на основании федерального закона.
Закон введет и иные изменения.
Так, например, изменилось правило об обязательной передаче объекта соглашения в публичную собственность. Ранее было установлено, что такая передача обязательна, если объем финансирования создания объекта публичной стороной и рыночная стоимость предаваемого публичным партнером имущества (передаваемых прав) превышает объем финансирования создания объекта частным партнером. Теперь при расчете учитываются также вложения сторон в эксплуатацию и техническое обслуживание объекта, а также размер платы частного партнера (при наличии).