10 декабря в рамках X Всероссийского туристского форума «Открытый Крым», организатором которого выступает Министерство курортов и туризма Республики Крым при поддержке Ростуризма, исполнительный директор Национального Центра ГЧП Максим Ткаченко подробно остановился на особенностях реализации туристских проектов на принципах ГЧП и перспективах этого инструмента.

По его словам, пока применение концессий и соглашений ГЧП не носит массовый характер, при этом они позволяют грамотно распределить риски между публичной и частной сторонами в проектах. «Конструкция, когда государство создает сопутствующую инфраструктуру, а инвестор – объекты коллективного размещения, - это правильная история, но не всегда применимая. Часто речь идет о двух обособленных проектах: создание инфраструктуры, которым занимается государство, и строительство гостиницы, ресторана или другого подобного объекта, за который отвечает бизнес. К сожалению, в таких случаях риски не объединены. Это приводит к тому, что на практике мы можем столкнуться с тем, что публичная или частная стороны не выполнит свою часть проекта. Использование механизмов ГЧП позволяет объединить риски, прописать обязательства партнеров и даже источники софинансирование», - отметил Ткаченко.

Однако в первую очередь, по словам эксперта, необходимо определить стратегию развития отрасли и сам туристский продукт, выделить кластер и набор инфраструктурных подпроектов, а затем уже выбирать, в какой форме их можно реализовать – за счет бюджета или инвестора, «инвестиции в обмен на инфраструктуру» или ГЧП.

Ткаченко также рассказал о четырех базовых формах реализации ГЧП-проектов. По его словам, наиболее часто в сфере туризма реализуются проекты с прямым сбором платы, а вот примеров, где предполагаются бюджетное софинансирование или гарантии доходности, крайне мало или практически нет. Отвечая на вопрос, в чем причина низкой популярности механизма в отрасли, эксперт отметил недостаток знаний и навыков о возможности реализации проектов на основе ГЧП у публичной и частной сторон, а также отсутствие возможности прямого федерального софинансирования региональных проектов, в частности, в рамках будущего нацпроекта.