Обновленная версия поправок в концессионное законодательство в сфере обращения с ТКО, подготовленная Национальным Центром ГЧП и ППК РЭО по итогам первичных дискуссий, была представлена в рамках онлайн-эфира на платформе «Росинфра».

«По итогам первичных дискуссий Центр ГЧП доработал изначальную версию законопроекта, и теперь мы хотели бы обсудить ключевые его положения с экспертным сообществом. Документ, в частности, направлен на закрепление в Законе о концессиях отдельного регулирования сферы обращения с ТКО, уточнение обязанностей публичной стороны и перечня объектов, а также роли ППК РЭО в концессионных соглашениях», - обозначила модератор, руководитель департамента ГЧП ППК РЭО Александра Голованова.

В частности, обновленный законопроект предполагает возможность заключать концессионное соглашение в отношении двух и более объектов (в границах одного региона) и корректировать размер валовой выручки (в установленном диапазоне) по итогам госэкспертизы ПСД и получения финансирования. Также документом предусмотрены гарантии размера валовой выручки концессионера при изменении террсхемы; требование передавать полномочия в сфере обращения с ТКО муниципалитетам, если они заключают концессии; а также закрепление обязанности концедентов выплачивать недополученные доходы по договорным основаниям, проводить или финансировать рекультивацию объектов ТКО. По словам управляющего директора Национального Центра ГЧП Анны Батуевой, все эти вопросы чаще всего всплывают у сторон на переговорах и при проработке инициатив. «Принятие законопроекта позволит урегулировать спорные моменты и повысить качество и эффективность проектов. Аналогичные поправки предполагается разработать и в 224-ФЗ», - подчеркнула она.

Необходимость законодательных изменений давно назрела, но ряд положений документа требует корректировки и дополнения, отметил заместитель генерального директора по правовым вопросам и аналитическому сопровождению работы с федеральной схемой ППК РЭО Алексей Макрушин. В РЭО считают нецелесообразным заключение концессий в сфере обращения с ТКО муниципалитетами. Кроме того, необходимо урегулировать участие региональных операторов в концессиях, проработать степень ответственности инвесторов-концессионеров за выполнение показателей отраслевого федерального проекта. Что касается рекультивации, то вопрос, по мнению РЭО, требует дополнительной проработки, так как размер расходов на рекультивацию во многом зависит от качества эксплуатации оператором объекта ТКО. 

Представители регионов, профильного бизнеса и консультанты в целом поддержали поправки в концессионное законодательство в сфере обращения с ТКО, разработанные для повышения эффективности запуска и реализации проектов. Однако ряд положений документа требует уточнения и доработки, а отдельные вопросы следует урегулировать в профильных законах.

В частности, регионы поддержали возможность включения двух и более объектов, находящихся в пределах субъекта, в одну концессию. Это позволит повысить инвестиционную привлекательность проектов в целом и комплексно решать проблему обращения с отходами. При этом ряд экспертов предупредили, что укрупнение проектов может вызвать вопросы со стороны контролирующих органов. Что касается муниципальных концессий, то здесь мнения участников рынка разделились. Поддержку среди участников нашли положения, касающиеся гарантий возврата недополученных доходов, а вот вопросы рекультивации большинство считает необходимым решить сразу на уровне отраслевого законодательства.

Предложения по доработке законопроекта принимаются на почту common@pppcenter.ru