Национальный Центр ГЧП (группа ВЭБ.РФ) при поддержке ВЭБ.РФ подготовил очередной рейтинг городов по уровню развития ГЧП. По состоянию на третий квартал 2021 года в рейтинг вошли 110 российских городов, экспертную оценку прошли 226 проектов на общую сумму 362,6 млрд руб.

Новым лидером стал Нижневартовск, поднявшийся на две позиции за счет улучшения институциональной среды и реализации 8 проектов на 16,1 млрд руб. Также в ТОП-10 вошли Сургут, Волгоград, Воронеж, Новосибирск, Нижний Новгород, Барнаул, Кемерово, Саратов и Пермь.

По итогам третьего квартала в ТОП-10 вошли Саратов и Кемерово, выбыли Самара и Южно-Сахалинск. Ряд городов значительно улучшил свои позиции. Так, Стерлитамак поднялся с 100 места на 43, Таганрог – с 93 на 64 место, Уссурийск – с 74 на 26 место. Среди основных причин, повлиявших на значительную смену позиций некоторых городов - заключение новых крупных концессионных соглашений, актуализация статуса реализации проектов ГЧП, улучшение институциональной среды и нормативной правовой базы.

В рамках подготовки рейтинга выявлены ключевые проблемы, с которыми сталкиваются города, участвующие в оценке. В частности, лишь у 13% городов, участвующих в рейтинге, утвержденные правовые акты в сфере межведомственного взаимодействия полностью содержат необходимые этапы и соответствуют критериям методологии рейтинга, у 45% городов отсутствует тот или иной этап, у 40% — закрепленный порядок межведомственного взаимодействия отсутствует. 53% муниципальных образований не утвердили перечни объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений или соглашений о ГЧП (МЧП), на 2021 год. ГЧП-план утверждён у 35 городов.

По итогам исследования Национальный Центр ГЧП сформировал рекомендации для целей дальнейшего развития уровня ГЧП. В частности, рекомендуется учитывать лучшие практики городов для совершенствования институциональной среды и нормативно-правовой базы, передового проектного опыта. Также необходимо повышение информационной открытости сферы ГЧП на официальных ресурсах городов. Кроме того, муниципальным образованием следует проанализировать действующие муниципальные программы на предмет возможности реализовать проекты с привлечением внебюджетных инвестиций. Помочь в развитии ГЧП может использование готовых типовых решений для запуска проектов ГЧП, формирование системного подхода при разработке ГЧП-планов, в том числе с опорой на цифровой проектный офис «РОСИНФРА», а также привлечение специализированных структур к разработке проектов ГЧП, проведение на ранних этапах экспертизы документации отраслевыми экспертами.

Ознакомиться с полной версией рейтинга можно на платформе «РОСИНФРА»https://rosinfra.ru/digest/rating-of-cities-2021