Подходы к стимулированию инвестиций и управления рисками в инфраструктурных проектах обсудили в первый день Российской недели ГЧП. Модератором дискуссии выступил генеральный директор Национального Центра ГЧП Павел Селезнев.

«Как мы видим, сегодня правительство хочет выйти на некий программный подход к осуществлению поддержки инвестиций в инфраструктуру. В частности, за последние два года государство запустило системную поддержку проектов ГЧП, например, это программы по строительству школ и кампусов. Сегодня важно, чтобы инвесторы и банки понимали, что есть единый стандарт, единые «правила игры», а также меры поддержки, которые сопряжены между собой и понятны», − отметил Селезнев.

Одним из перспективных драйверов стимулирования инвестиций, по мнению Минэкономразвития России, должен стать механизм соглашений о защите и поощрении капиталовложений. «У механизма СЗПК есть все предпосылки стать драйвером по привлечению инвестиций, стимулированию инвестиционной активности. В первую очередь, речь идет о реализации крупных инвестиционных проектов. [...] Сейчас подготовлена вся нормативная база, которая проходит согласование в правительстве, и в ближайшее время, думаю, все будет подписано. Кроме того, мы разработали ГИС «Капиталовложения», которая позволит перенести всю работу по подготовке и подписанию СЗПК в электронный вид», − рассказал заместитель министра экономического развития Российской Федерации Мурат Керефов. По его словам, в закон были внесены существенные изменения, которые сделали механизм более доступным для компаний.

Также замминистра рассказал о внедрении нового инвестиционного стандарта в регионах, который должен задать правила для взаимодействия бизнеса и власти и создать условия для запуска проектов.

Еще одним эффективным инвестиционным инструментом является Фабрика проектного финансирования ВЭБ.РФ. О ее особенностях рассказал заместитель председателя, член правления ВЭБ.РФ Юрий Корсун. «Фабрика − рабочий и практичный инструмент реализации крупных инвестиционных проектов. На текущий момент одобрено 17 проектов на 1,2 трлн руб. инвестиций. Мы увидели большой интерес к «фабрике», − отметил он. По его словам, для реализации ряда проектов ВЭБ комбинирует «фабрику» с другими мерами поддержки.

Для более активного развития транспортной инфраструктуры, по мнению первого заместителя председателя правления госкомпании «Автодор» Игоря Коваля, необходимы механизм субсидирования процентной ставки на старший долг, «окрашивание» капитальных грантов, а также опережающее финансирование проектно-изыскательных работ.

Помимо существующих на рынке финансовых инструментов, правительство инициировало ряд регуляторных послаблений для стимулирования рынка ГЧП. Важнейшим событием для рынка стало принятие Постановления Правительства №1126 от 23 июня 2022 года, позволяющего менять условия концессионных соглашений и ГЧП-контрактов в связи с ростом цен на стройматериалы и повышением ключевой ставки. Однако эта мера не снимает все опасения инвесторов. Как считает член правления ВТБ Инфраструктурный Холдинг Антон Новиков, необходимо разработать более сбалансированный инструмент управления стоимостью проектов. «Согласно Постановлению увеличение объема финансирования носит рекомендательный характер и зависит от решения публичной стороны, − объясняет Антон Владимирович, − а возможности индексации ограничиваются 2022 годом. На проекте Витебской развязки ЗСД мы предлагаем внедрить динамическую систему ценообразования. Она предполагает фиксирование цены в базе − это уровень цен проекта, вышедшего из Главгосэкспертизы. Далее мы фиксируем в качестве индекса дефлятора индексы Минстроя, которые появляются каждый квартал, и впоследствии ежеквартально увеличиваем базовую цену на величину индекса».

Кроме того, в ходе сессии сразу несколько участников отметили необходимость более сбалансированного распределения рисков между всеми участниками проектов.

Управляющий директор, руководитель Центра ГЧП ПАО Сбербанк Анна Багинская отметила, что сейчас на рынке есть беспрецедентный набор госпрограмм, предусматривающий софинансирование проектов ГЧП в различных отраслях, но для получения банковского финансирования нужны понятные условия. «Если мы хотим привлечь длинные дешевые деньги в разные отрасли, то для этого должны быть госпрограммы с четкими правилами, с межбюджетным трансфертом, в том числе на софинансирование процентных расходов на уровне субъекта. И тогда мы даем возможность субъекту принимать решение, какие отрасли для него приоритетные, и договариваться с концессионерами и нести ответственность за свои договоренности», − подчеркнула эксперт.